
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года) | Ознакомиться |
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» | Ознакомиться |
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО | Ознакомиться |
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» | Ознакомиться |
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» | Ознакомиться |
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности» | Ознакомиться |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге январь 2022 | Ознакомиться |
Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» | Ознакомиться |
Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р» | Ознакомиться |
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование н оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год» | Ознакомиться |
Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» | Ознакомиться |
ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ ЦО №633 Калининского района Санкт-Петербурга | Ознакомиться |
План-график проведения тренировочной работы в 5-6, 8-9 классах по функциональной грамотности ГБОУ ЦО №633 Калининского района Санкт-Петербурга | Ознакомиться |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA | Открыть |
Компетенции «4К» формирование и оценка на уроке | Открыть |
Видео: «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление» | Открыть |
Видео: «Онлайн конференция «Функциональная грамотность – современный вызов для образования» | Открыть |
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Банк заданий по функциональной грамотности | Открыть |
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности | Открыть |
Лаборатория функциональной грамотности | Открыть |
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ АДРЕСОВАННЫЕ РОДИТЕЛЯМ)
Проведение региональной диагностической работы по функциональной грамотности в 6-х классах: 17.02.2021г. — 26.02.2021г.
Нормативные документы
- Распоряжение Комитета по образованию №212-р от 03.02.2021 «Об организации проведения региональных диагностических работ в 2020-21 учебном году в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы» Ознакомиться
Демоверсия РДР по функциональной грамотности в 6 классах: Ознакомиться
Проведение региональной диагностической работы по функциональной грамотности в 5-х, 7-х классах: 20.02.2020г.
Нормативные документы
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №54-р от 13.01.2020 «Об организации проведения региональной диагностической работы по функциональной грамотности в пятых и седьмых классах государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в феврале 2020 года» Ознакомиться
Проведение региональных диагностических работ (РДР) по функциональной грамотности
2019-2020 учебный год
Район | Класс | Средний балл | Медиана | Ср.кв. | Доверит. интервал |
Калининский район | 5-ые | 28,7 | 30,0 | 7,8 | 2,9 |
Калининский район | 7-ые | 29,1 | 30,0 | 7,0 | 2,6 |
Цель проведения РДР по функциональной грамотности: выявление уровня функциональной грамотности учащихся в соответствии с «Методологией и критериями оценки качества общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) состоят из двух модулей:
- модуль 1 содержит задания по математической и финансовой грамотности;
- модуль 2 содержит задания по читательской и естественно-научной грамотности.
РДР по функциональной грамотности включает в себя 4 направления: