Функциональная грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)Ознакомиться
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»Ознакомиться
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОООзнакомиться
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»Ознакомиться
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»Ознакомиться
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»Ознакомиться

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге январь 2022Ознакомиться
Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»Ознакомиться
Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»Ознакомиться
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование н оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»Ознакомиться
Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»Ознакомиться

ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ ЦО №633 Калининского района Санкт-ПетербургаОзнакомиться
План-график проведения тренировочной работы в 5-6, 8-9 классах по функциональной грамотности ГБОУ ЦО №633 Калининского района Санкт-ПетербургаОзнакомиться

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISAОткрыть
Компетенции «4К» формирование и оценка на уроке Открыть
Видео: «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление»Открыть
Видео: «Онлайн конференция «Функциональная грамотность – современный вызов для образования»Открыть

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Банк заданий по функциональной грамотностиОткрыть
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотностиОткрыть
Лаборатория функциональной грамотностиОткрыть

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ АДРЕСОВАННЫЕ РОДИТЕЛЯМ)

Федеральный портал Академии Минпросвещения РоссииОткрыть
Единое содержание общего образованияОткрыть
Федеральный банк заданий по функциональной грамотностиОткрыть
Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности Открыть

Проведение региональной диагностической работы по функциональной грамотности в 6-х классах: 17.02.2021г. — 26.02.2021г.

Нормативные документы

  1. Распоряжение Комитета по образованию №212-р от 03.02.2021 «Об организации проведения региональных диагностических работ в 2020-21 учебном году в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы» Ознакомиться

Демоверсия РДР по функциональной грамотности в 6 классах: Ознакомиться


Проведение региональной диагностической работы по функциональной грамотности в 5-х, 7-х классах: 20.02.2020г.

Нормативные документы

  1. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №54-р от 13.01.2020 «Об организации проведения региональной диагностической работы по функциональной грамотности в пятых и седьмых классах государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в феврале 2020 года» Ознакомиться

Проведение региональных диагностических работ (РДР) по функциональной грамотности
2019-2020 учебный год

РайонКлассСредний баллМедианаСр.кв.Доверит. интервал
Калининский район5-ые28,730,07,82,9
Калининский район7-ые29,130,07,02,6

Цель проведения РДР по функциональной грамотности: выявление уровня функциональной грамотности учащихся в соответствии с «Методологией и критериями оценки качества общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) состоят из двух модулей:

  • модуль 1 содержит задания по математической и финансовой грамотности;
  • модуль 2 содержит задания по читательской и естественно-научной грамотности.

РДР по функциональной грамотности включает в себя 4 направления:

Читательская грамотность

Финансовая грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность